(8-39175) 9-62-41

Исполнительная власть

Важные ссылки

Баннер

krasno

kremlin

duma

gosuslugi

300h250

siniy linii oval fon 65989 2560x1600

Противодействие коррупции

Коррупция (Закон Российской Федерации «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ) - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Основными задачами органов местного самоуправления в сфере противодействия коррупции являются:

а) устранение условий, порождающих коррупцию и способствующих ее распространению в деятельности органов местного самоуправления;

б) стимулирование противодействия коррупции лицами, замещающими муниципальные должности, и муниципальными служащими;

в) создание дополнительных форм и средств контроля за осуществлением лицами, занимающими муниципальные должности, и муниципальными служащими своих служебных полномочий;

г) повышение риска разоблачения и обеспечение неотвратимости ответственности для лиц, совершающих коррупционные правонарушения;

д) дебюрократизация управленческих процедур, устранение необоснованных административных препятствий (запретов и ограничений) для граждан и юридических лиц;

е) вовлечение институтов гражданского общества и непосредственно граждан в деятельность по противодействию коррупции;

ж) формирование общественной нетерпимости по отношению к коррупционным действиям.

Органы местного самоуправления участвуют в реализации мер по противодействию коррупции в соответствии с полномочиями, установленными федеральным законодательством и законодательством Красноярского края.

 

korrupciya-01

Как правило, данное понятие отождествляют с понятием «взяточничество». Но значение слова «коррупция» этим не ограничивается. Слово corruptio в переводе с латыни означает «разложение, порча». Коррупция имеет множество проявлений и существует не только в системе государственной службы, но и в частном бизнесе тоже.

В законе коррупция определена как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки интересам общества и государства в целях получения выгоды.

Целью совершения коррупционных действий может быть получение денег, ценностей, объектов недвижимости и иного имущество не только для себя, но и для других лиц, которые связаны с лицом, дающим или берущим взятку – его родственники, друзья

Важно отметить, что коррупция подразумевает вовлеченность двух сторон в данный процесс. Одна сторона – взяткодатель предоставляет второй стороне – взяткополучателю какую-либо выгоду в обмен на удовлетворение своих интересов, а также возможность воспользоваться служебным положением получателя взятки. А вторая сторона – получатель взятки, в свою очередь, принимает эту выгоду и выполняет просьбу взяткодателя. Это может включать себя выполнение/ невыполнение своих служебных обязанностей, предоставление какого-либо преимущества.

Например, должностное лицо может сделать исключение из общего порядка при рассмотрении заявления на получение какой-либо помощи или рассмотрении жалобы.

Следует отметить, что в основе любого коррупционного нарушения закона находится неурегулированный конфликт интересов. Это ситуация, при которой личный интерес лица, занимающего должность, противоречит законным интересам общества или государства. Очевидно, что использование своего служебного, должностного положения или статуса в личных интересах вопреки интересам общества или государства недопустимо. Поэтому в случае возникновения конфликта интересов он подлежит урегулированию в установленном законом порядке. Согласно закону, должностное лицо обязано совершить действия, направленные на недопущение развития возникшей ситуации.

Например, сообщить своему начальнику о том, что к нему, как к работнику организации, обратился его родственник и попросить передать заявление родственника другому работнику.

В работе учителя конфликт интересов может возникнуть если он является еще и репетитором.

В частности, когда преподаватель вел дополнительные платные занятия у абитуриентов и после этого является членом приемной комиссии на вступительных испытаниях в высшее учебное заведение.

Ситуации конфликта интересов могут возникать при проведении конкурсных мероприятий, распределении различных льгот, поездок, стажировок и иных бонусов для обучающихся.

Исчерпывающего перечня ситуаций конфликта интересов не существует и не может существовать, в силу чего государственным служащим, преподавателям, руководителям в частных организациях всегда следует иметь в виду возможность их возникновения.

Ответственность за коррупцию

За коррупцию законодательством Российской Федерации предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.

Наиболее подробно рассмотрим уголовную и административную ответственность.

К уголовно-наказуемым коррупционным деяниям относятся: получение взятки, дача взятки, коммерческий подкуп и т.д.

Основным и наиболее распространенным коррупционным преступлением является взятка, под которой понимается передача и получение материальных ценностей за незаконные действия с использованием должностного положения, а также за общее покровительство и за попустительство по службе.

К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью.

К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на их неправомерные действия.

Предметом взяточничества могут быть деньги, ценности, иное имущество либо услуги, права или другие выгоды имущественного характера.

Взятка может даваться или получаться, например, за действия преподавателя при приеме экзаменов (зачетов), за прием в ВУЗ, за незаконное освобождение от обязательных в этих случаях процедур и т.п.

Преступление считается совершенным независимо от того, когда была принята взятка - до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.

Посредничеством является помощь по передаче взятки: непосредственная передача предмета взятки или создание условий для такой передачи. Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

За дачу и получение взятки предусмотрена уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет, а размер штрафа может превышать сумму взятки в 70 раз.

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие «коррупция».

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, работающим руководителем в коммерческой или иной организации.

Также, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание, в том числе в виде лишения свободы.

Законодателем также определена административная ответственность за совершение коррупционных правонарушений:

1.            Незаконное вознаграждение от имени юридического лица, то есть подкуп работником организации представителя государства или других лиц за предоставление необоснованных преимуществ этой организации;

2.            Трудоустройство бывшего государственного или муниципального служащего в нарушение установленного для этой процедуры особого порядка.

За совершение указанных правонарушений предусмотрена ответственность в виде штрафов.

Важно отметить, что ответственность за совершение административных правонарушений несут как должностные лица организаций, так и сами юридические лица.

Например, для юридических лиц размер штрафа за незаконное вознаграждение составляет более 100 млн руб. с конфискацией денег, ценных бумаг или иного имущества.

Заключение

Сущность коррупции выражается в том, что она искажает нормальные общественные отношения. При коррупции власть, предоставленная государством своим представителям, используется ими не в интересах общества, а в личных корыстных интересах, разрушая все государство.

В результате коррупционных проявлений нарушается нормальная деятельность власти, причиняется материальный ущерб, ущемляются права и законные интересы не только отдельных граждан или организаций, а в целом интересы всего общества и государства.

Другая особенность коррупции – это ее всеобъемлющий характер. Коррупционные проявления затрагивают, без преувеличения, все сферы жизни общества, среди которых – здравоохранение и образование, экономика и безопасность.

Последствия коррупции в конечном итоге сводятся к неспособности государства обеспечивать нормальную жизнедеятельность общества, своих граждан, поскольку чиновники работают только в целях получения личной выгоды.

Власть закона должна быть выше власти денег, это - неотъемлемая черта здорового общественного уклада. Эффективно действующий закон не позволяет ставить возможность реализации прав человека в зависимость от его материального положения. Это – конституционный принцип. Однако его реализация зависит не столько от государственного аппарата, сколько от общества в целом и от каждого из нас в частности.

Без обеспечения равных прав и возможностей для всех членов общества невозможно не только дальнейшее развитие, но и само успешное существование правового государства. Поэтому эффективно противодействовать коррупции – наша общая задача, правильное решение которой зависит от каждого.

Помните! Если у Вас просят вознаграждение за какие-либо действия или бездействие:

- не предлагайте и не давайте взятку! Иначе вы сами совершаете преступление (статья 291 Уголовного кодекса Российской Федерации). Выслушайте требования вымогателя, чтобы обратиться в полицию;

- лично или по телефону обратитесь в ближайшее отделение полиции и подайте заявление;

- если у вас осталась запись разговора, сохраните ее для передачи в полицию.

© 2015 Официальный сайт Администрации Маганского сельсовета, Березовского района, Красноярского края